?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Как проектируется полезный сайт или система. Гид для чайников, или как уволить своих туполенивых раз
alexander pavlyut
deppkind
Я оперирую понятием польза постоянно, отдельно об этом скоро будет подробная информация, ждите, подписывайтесь, не теряйтесь.



NOTE: В жж верстка просто какой ад и израиль - нет желания с ней бороться, жж использую как хранилище черновиков. Нормально прочитать и обсудить можно у меня в фейсбуке - https://www.facebook.com/notes/alexander-pavlyut/как-проектируется-полезный-сайт-или-система-гид-для-чайников-или-как-уволить-сво/10205278553112242


Как я делаю архитектурное описание проекта - или в средневековом простолюдье “техническое задание”.

У системы есть назначение (функция) - что она выдает окружающий мир своим существованием.

У системы есть архитектура которая реализует это назначение.

Сайт как система описывается при помощи базовых альф - раздел (ключевой экран), экран, элемент, сценарий, персонаж, структура данных.

Когда мы перечисляем по пунктам ответ на вопрос - как сайт выполняет назначение, то мы просто получаем список разделов или ключевых экранов (страниц) сайта.

Дальше мы подходим к кажой странице как к системе - у нее есть назначение (то что выходит внаружу) и как она это делает (архитектура внутри).

У каждой страницы есть два вида целей (логистики информации) - выдача или получение.

1. Выдача информации (не просто показать, а достчичь пользу в голове читающего) - как достичь - выполнить пункты по раскрытию : как? почему? для чего? цена? как получить? сколько стоит? почему доверять? кто вы такие? примеры в контексте моей проблемы? статьи? видеозаписи?
2. Получение информации от пользователя. Тут все про формы и прочие кнопки воздействия на сайт.

Цели эти живут часто вместе.

Теперь когда мы раскрыли что у каждой страницы есть назначение - это назначение выполняется через элементы страницы).

Элементы отранжированы по важности - самый важный большой и первый (заголовок, суть), потом поменьше (подзаголовок и картинка) и поменьше.

Каждый элемент имеет назначение (опять система) - что он выдает внаружу и архитектуру себя - как достигает это назначение через свое содержание.

Задаем себе вопрос - какой информацией находящейся в элементе мы выполним это назначение?

Тут важно не то что баба валя сказала или захотела - а аргументация (внешний артефакт подтверждающий суждение, не находящийся в голове заявителя), заключение эксперта.

Если все хорошо - переходим к технической части сайта.

Из чего состоит элемент - опись под ключ: форматы, размеры, цвета, слова, фразы, картинки, размеры - все под точные измеримые параметры.

Отвечаем на вопрос - что делать дальше с элементом - как информация этого элемента должна оказаться на странице?

Как часто эта информация планируется изменяться на сайте?

Если это телефон - можно один раз ввести при верстке и забыть, это стоит например 1 рубль.

Если это текст о компании или услугах - он должен быть доступен для редактирования сотрудниками - это будет дешевле, потому что цена обновления для компании будет стоить только времени менеджера на время управления этим контентом, потому что каждое изменение такой информации через компанию разработчика будет стоит 1 рубль за каждое изменение.

Если есть понимание что это нужно добавлять на сайт менеджером - нужно описать сценарий добавления / удаления / изменения / публикации / снятия с публикации / классификации (категоризации) этого элемента.

Каким образом выбирается из сайта информация и отображается в этой части страницы? Необходимо описать алгоритм выборки данных - отображаются только 10 последних записей, опубликованных, с 1м комментарием.

Как эта часть ведет себя на странице - описывается сценарий отображения - в раскадровке сначала раз, потом два, потом три. Кадр + описание состояния что там происходит и отсылка к струткруам данных которые меняются.

На каждом экране описываются следующие сценарии поведения:

1. Планируемое движение по информации - оно должно быть логично, просто и комфортно - результат должен быть удовлетворение ответа на искомый вопрос (назначение информационной страницы).

Проектируется логикой изложения материала для доведения человека до цели страницы. Все элементы интерфейса должны быть записаны в этот сценарий с аргументацией почему так планируется движение, об этом потом.

Если есть финансы - можно проверить эти движения потом тестами на фокус группах и приборчиках. Это конверсия, деньги, заказы, богатсво - так что люди вкладываются, и правильно.

2. Сценарий реальных действий - это уже воронка которую трекить надо яндексом и аналитикой. Они это позволяют - идите и учитесь это делать сами, не теряйте время.

Результативный сценарий как всегда - пишется что человек тут делает по шагам, какой цели достигает в виде взаимодействий со страницей на каждом шаге, как в этот момент система отвечает на его действия, какие данные тут передаются.

Одна страница - одна цель для пользователя.

После того как у нас описаны экраны, есть список элементов которые на них есть, есть приоритет важности этих элементов, есть данные которые находятся в этих элементах - мы можем рисовать скетчи или наброски как это будет выглядеть. Отдельным постом будет как рисовать скетчи.

После того как мы нарисовали скетчи, их уже можно стилизовать - выбирать основные brand-colors (тоже отдельным постом про стилизацию), основные шрифты, применять фирменный стиль, рассматривать анкету по дизайну которую заполнил клиент.

Это называется дизайн сайта - когда сначала спроектировано что и как работает, а потом уже как это выглядит.

Чтобы долго не воевать сразу говорю - вопросы по стилизации, как оно будет сине красно бело или черно - уже решает только клиент. Эстетическая часть должна удовлетворять только лишь клиента и не больше.

Пользователи - это те кто ищет решения своих задач на сайте, и самое главное чтобы они эти решения получали без проблем, а какого пурпурного оттенка будет кнопка заказать нужную мне книгу или что угодно - мне вообще, как и всем остальным без разницы.

Стиль сайта - это продолжение компании в сети - как она себя позиционирует, на что она хочет быть похожа, какие настроения она должна передавать - все эти вопросы решаются исключительно руководством компании на свое личное усмотрение, и в зависимости от уровня проработки мы получаем либо брендбук, либо задачки - а попробуйте этот шрифт или этот.

Тут важно понять что по шрифтам есть тоже решение - я считаю что клиент должен полностью удовлетворяться и самореализовываться, не мешая при этом работе - так мы получаем удовлетворение от сотрудничества клиентом, его личное участие в создании прекрасного решения, а также не убиваем наш результат.

Если итерации по смене шрифтов занимают долгое время - надо просто встроить клиенту возможность ставить шрифты которые он хочет, но пояснить что он будет разбивать целостность передаваемой структуры информационной логистики если заиграется с разными шрифтами - шрифты это очень аккуратненькие рельсы по которым двигаются паровозики смыслов пытаясь передать пользу от бизнеса в сознание клиентов - это важно знать.

Я тут не воду лью в уши - я это спроектировал, запрограмировал и работую с этой системой уже несколько лет над своими проектами:



http://www.pavlyut.com/cases/artefactor

Recent Posts from This Journal